Очередной сериал, “Слово пацана. Кровь на асфальте” накануне массового проката попал под жернова общественников, чиновников, омбудсменов и депутатов. На днях детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец заявила о негативном влиянии сериала “Слово пацана. Кровь на асфальте” на психику детей. Она уверена, что с экранов смартфонов на наших детей льется жестокость, крайняя агрессия и насилие.
– Мы считаем, что этот сериал имеет очень разрушительное воздействие на наших детей, на их психику, на их представление о мире, является деструктивным. Уже более миллиона скачиваний — это рекордное количество, – заявила Волынец.
Ранее детский омбудсмен обратилась в Роскомнадзор с просьбой проверить сериал на соответствие традиционным ценностям.
Еще дальше, в Следственный комитет и Роскомнадзор обратилась Председатель комитета Госдумы по защите семьи Нина Останина. Она потребовала проверить сериалы «Слово пацана. Кровь на асфальте» и «Пищеблок» на предмет пропаганды запрещенной информации.
В письме в СКР Останина попросила разобраться, может ли быть связан сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» с убийством подростка, которое произошло на днях в Иркутске. Если влияние сериала на поведение молодежи подтвердится, депутат призвала «дать оценку действиям» режиссера сериала Жоры Крыжовникова, а также тех, кто причастен к его созданию и выпуску.
Так что же не так с этим сериалом? И почему события 30-ти летней давности так быстро поглощают умы детей и подростков по всей стране? «Новому Взгляду» рассказал кинорежиссер, продюсер и сценарист Леонид Беляев.
– Почему молодежный сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» так быстро набирает обороты именно сейчас?
– Да все очень просто. Во-первых, что показывают, то и смотрят. «Хлеба и зрелищ» никто не отменял. Подаваемые зрелища должны быть как можно более эмоциональными. В данном случае более жестокими. А кто-то, наевшись киношной жестокости, потом захочет еще более жестокие зрелища и выйдет на улицу с ножом.
Во-вторых, это миф, что нынешнее поколение другое. Все повторяется. Молодежь во все времена была склонна к бунтарству, к запретному и к острым ощущениям. В данном случае жестокий сериал – это запретный плод, острые ощущения и бунтарство в одном флаконе.
– Возможно, этот сериал заполняет вакуум отсутствия культуры, идеологии и морали?
– А какая теперь культура? Сколько теперь книг читают? А если читают, то какие? Какие фильмы и спектакли сейчас можно посмотреть? Есть ли идеология в нашей Конституции? Ответ: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Идеология – это система взглядов, то есть мировоззрение, убежденность в чем-то. Мораль – это следствие идеологии, представление, что такое хорошо и что такое плохо. На морали и идеологии строится культура.
Так вот, в отсутствии какой-либо государственной идеологии молодежь поведут стадом те, у кого эта идеология есть. Молодежь ведома и легко поддается манипуляциям. Иначе не было бы никаких фан-клубов и различных абсурдных молодежных течений, в том числе политических.
Если человек проникнется идеологией фильма, в котором героизируется бандитизм, и будет считать, что хорошо быть Робин Гудом и этим приносить пользу обществу, это будет его идеология. Значит, грабить и убивать – это хорошо. Это уже мораль. Культура будет соответствовать идеологии и морали.
Если таких людей будет очень много, то все общество будет поражено такой идеологией, моралью и культурой. Вы хотели бы жить в таком обществе?
-Вызывает ли такой сериал агрессию у подростков?
– Агрессия подростков – это не сегодняшнее явление. Это существовало всегда. В подростковом возрасте человек еще не набрался ума и живет инстинктами. Ведет себя как стайное животное. В стае появляется вожак. Как правило, это самый отшибленный на голову подросток. Он ведет стаю, куда хочет, точнее куда ведут его инстинкты. И начинает пробовать установить свою власть над одиночками и членами другой стаи. Члены стаи дружно подгавкивают вожаку. Отсюда конфликты и жестокость. Все достаточно примитивно.
Дети и подростки жадно впитывают любую информацию и идеи, пока растут. Такова природа. Если мы будем подросткам показывать фильмы, героизирующие подростковые банды, то эти банды будут множиться не в кино, а в реальности. Они будут везде. Вы постоянно будете с этим иметь проблемы. В конечном итоге будут страдать сами создатели таких фильмов и члены их семей.
Мы уже дошли до того, что стало страшно ребенка в школу отправлять. Да и на кой нужна такая школа, где есть подростковые банды? Я бы не советовал родителям в такие школы отправлять детей. Дома безопасней и больше научатся. Ребенок – это пластилин. Родители сами могут из него вылепить кого захотят.
Чем вам запомнились в 90-е? Можно ли выставлять фильмы о тех временах в качестве примера?
– Лично я такие фильмы не люблю. И я против героизации 90-х, поскольку тогда процветал бандитизм. Из всех “утюгов” звучали блатные песни, которые оказывали сильное влияние на мировоззрение народа. Поэтому люди считали творившийся беспредел вполне нормальным и обыденным до тех пор, пока бандиты не приходили к ним самим.
Бандиты же считали себя героями-робингудами. Однако на самом деле никакими героями они не были. Собиралась банда шакалов и толпой нападали на какого-нибудь предпринимателя. В одиночку почти никогда, поскольку сами всего боялись. Как правило, долго не жили, поскольку их убивали члены других банд или свои же, а также озлобленные коммерсанты иногда нанимали киллеров.
Ленин считал кино важнейшим из искусств, поскольку кино оказывает самое сильное влияние на массы. Поэтому кино, героизирующее бандитизм, приведет к тому, что все то зло, которое было в 90-х, вернется. И тот, кто станет бандитом, долго не проживет. Это факт, уроки истории. Так было и в лихие 90-е и так будет.
Фото: соцсети