ПТИЧИЙ ВОПРОС
Мусорных полигонов без птиц не существует. Ведь для них это бесплатная столовая. Вы бы отказались от возможности завтракать, обедать и ужинать, не заплатив ни рубля? Вот тот-то и оно. Но пернатые гости на объектах по складированию и переработке твердых коммунальных отходов (ТКО) – это большая проблема, особенно, если рядом есть такие важные соседи, как аэропорт «Пулково».
ПОСТРОИТЬ ПОСТРОИЛИ, СОГЛАСОВАТЬ “ЗАБЫЛИ”
В июне 2023 года Кировский районный суд Санкт-Петербурга рассмотрел иск Санкт-Петербургского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Топливная Экологическая Компания» («ТЭК»), генеральным директором которой является Юрий Шубянкин.
У последней по адресу Волхонское шоссе, 116 находится завод по механизированной переработке бытовых отходов (МПБО-2). И на местном полигоне очень много птиц. А ведь объект находится всего в 25 километрах от «Пулково». И это если ехать по дороге, а если провести прямую линию, то выходит даже меньше 15 километров. При этом радиус именно в 15 километров – очень важный показатель. Грубо говоря, если поставить одну ножку циркуля в точку, где находится аэропорт, а другой очертить 15 километров вокруг, то все внутри круга будет находиться внутри особенной охранной зоны. Ко всем объектам в ней выдвигаются жесткие требования – они не должны нести угрозу полетам. Полигон «ТЭК» назвать безопасным точно нельзя.
«ГОЛОДНОГО ОТ МИСКИ НЕ ОТГОНИШЬ»
Тут и без орнитологической экспертизы ясно, что, конечно, объект «ТЭК» – магнит для птиц.
– Голодного от миски не отгонишь. Птицы, как потомки древних ящеров, эволюционировали и освоили воздушную среду. Бросьте пакет пшена, и вскоре прилетят птицы. Поэтому они и летят на полигоны, где есть органический мусор – это и бытовые отходы, и от пищевого производства. Что едят птицы? Мясо и рыбу, сосиски и колбасу, все то, что остается со стола человека. Так сложилось, что люди стали более капризны в еде, больше выкидывают продукты, потому и птиц на объектах становится больше – это ответная реакция природы. То, что на полигоне обитают птицы, это нормально. Более того, они сортируют отходы, извлекая органику из бытового мусора, а меньше органики – меньше запаха! Но в некоторые периоды года, когда птицы мигрируют, их становится много. И тогда они могут создавать проблемы для авиации, – отметил в разговоре с «Новым Взглядом» руководитель орнитологической службы полигона «Новый свет» Сергей Лобанов.
Прокуратура через суд хотела добиться, чтобы «Топливная экологическая компания» провела на своем объекте на Волхонском шоссе орнитологическое исследование «на предмет отсутствия факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, и (или) достаточности мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения массового скопления птиц в соответствии с положением о приаэродромной территории». Проще говоря, чтобы выяснить, привлекает ли полигон птиц и создают ли они опасность для «Пулково».
– Истец указал, что была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов в части расположения вблизи аэродрома полигонов по сбору, транспортировке, обработке и утилизации отходов производства и потребления. Установлено, что размещение объекта ООО «Топливной Экологической Компании» с оператором аэродрома Санкт-Петербурга (Пулково) – ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», Северо-Западным межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства воздушного транспорта и Санкт-Петербургским Центром ОВД филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не согласовано. Размещение отходов открытым способом производственной площадке способствует привлечению и массовому скоплению птиц в непосредственной близости от «Пулково», постоянной миграции больших стай птиц и пересечению их полетов с траекторией взлета/посадки воздушных судов, что негативно влияет на обеспечение безопасности полетов и использования воздушного пространства, – рассказали в объединенной пресс-службе судов Санкт-Петербурга.
Чаще всего на объектах с ТКО в Ленобласти обитают различные чайки, самая многочисленная группа – серебристые, затем идут озерные, изредка прилетают клуши и морские, холеи и бургомистры. Также много врановых, в первую очередь – галок, иногда даже заглядывают аисты, воробьи и голуби. Как отмечают эксперты, чайки уже давно стали не столько морскими птицами, сколько «мусорными» – на полигонах они находят условия, очень похожие на те, что сложились для них в дикой природе: живя у моря, они искали корм в морском мусоре, выброшенном волнами.
Во время традиционной сезонной миграции птицы летят с севера на юг, и именно в этот период их становится больше всего на мусорных полигонах.
– В радиусе 15 километров от аэропортов должны проводить определенную работу по выяснению и устранению причин массового скопления птиц. Если это не делается, значит, компании не выполняют свою работу и требования законодательства, – отмечает Сергей Лобанов.
ЧЕМ ОПАСНЫ ВОЗДУШНЫЕ «ДТП»?
Казалось бы, в чем опасность, если самолет столкнется с той же чайкой? Разве обычная птица не пушинка в сравнении с железной?
– На самом деле птицы – это очень страшная вещь для авиации, особенно, если они больших размеров. Представьте двигатель, у которого вращаются лопатки турбины по несколько тысяч оборотов в минуту, и попадание туда инородного тела может привести к отказу двигателя. Даже если деталь не повредится, перекрывается поток воздуха – прекращается горение топливно-воздушной смеси. При проектировании двигателя даже проходят специальные испытания на подобные случаи. Также птицы при ударе могут повредить остекление кабины, что приводит к разгерметизации воздушного судна, – объясняет пилот с 40-летним стажем, государственный инспектор отдела инспекции по безопасности полетов Северо-Западного межрегионального территориального управления Росавиации Александр Акимушкин.
После ЧП с самолетом Евгения Пригожина выяснился один факт. За 16 лет полетов борта с ним случился только один инцидент: 3 декабря 2020 года за 45 секунд до посадки в «Пулково» в самолет на высоте 122 метра врезалась птица. Комиссия по расследованию постановила, что, скорее всего, это была серебристая чайка. Из-за нее сильно пострадал носовой обтекатель.
ЖДАТЬ У МОРЯ ПОГОДЫ?
Суд поддержал транспортную прокуратуру и обязал ООО «Топливную Экологическую Компанию» провести на своем производственном объекте орнитологическое исследование. В течение пяти дней с момента получения его результатов отчитаться в компетентные органы. Но ведь очевидно, что в результате может получиться формальное подтверждение очевидной истины, что да, на полигоне много чаек и они мешают аэропорту. Гораздо важнее избавиться от птиц. А вот это уже задача под звездочкой.
Сергей Лобанов считает, что так как птицы склонны к саморегуляции, то вопрос может решиться сам собой.
– Что можно сделать? Пугать птиц. Чем? Методы есть разные, например, биоакустика и пиротехника. Также рекультивация (когда мусор укрывают на полигоне грунтом) уменьшает возможность птиц кормиться. Технологии по обращению с отходами совершенствуются, большое внимание уделяется процессу сортировки: из мусора извлекают фракции, а «хвосты» размещают на полигоне. Когда в мусоре не будет органики, птицы на полигоны не полетят, и это будет очень скоро. Современные мусороперерабатывающие заводы располагаются в ангарах, птицам туда хода нет. На других предприятиях – другая специфика, ее нужно изучать, для этого законодательство России требует проведения научных исследований. Чтобы работа по снижению уровня привлекательности этих объектов была более эффективна. А убивать и травить птиц, как предлагают некоторые горячие головы, это серьезное нарушение российского природоохранного законодательства. Права птиц на жизнь охраняются законом, – поясняет Сергей Лобанов.
Насколько качественную орнитологическую экспертизу проведут в «ТЭК» – большой вопрос. Если учесть, что делать ее будут только по требованию суда, хотя компания, которая находится так близко к аэропорту, должна была понимать всю ответственность такого соседства и действовать превентивно.
ПРИМЕР ОТЛИЧНИКОВ ДЛЯ ДВОЕЧНИКОВ
В целом борьба с птицами – вещь вполне реальная. Её успешно проводят на гораздо меньших полигонах, чем у «ТЭК». Например, в Мурманской области в экотехнопарке смогли за три года уменьшить количество птиц с почти пяти тысяч голов до двух тысяч. И для этого не понадобились миллионные вложения, а грамотный подход и желание. Это при том, что экотехнопарк находится в тундре вдали не только от жилых домов, но и аэропортов. На километры вокруг – пустота, но даже в такой ситуации понимают, что птицам на мусорных картах не место.
Три года назад здесь стали применять метод биорепелентации, который успешно зарекомендовал себя и в других регионах, например, в Энгельсе и Новочебоксарске. Его суть в использовании хищных птиц (например, альфа-хищников – ястребов) для отпугивания остальных. Одного их вида издалека достаточно, чтобы чайки срывались с насиженных мест и улетали.
– Было много скептиков, но результат налицо. Процесс небыстрый, птицы должны привыкнуть, что здесь есть хищники, а, значит, опасно. Но отмечу, что биорепеллентация должна идти в комплексе с другими методами: звуковым отпугиванием, шумовыми выстрелами, мощной дальнобойной указкой и так далее. Потому что птицы быстро адаптируются, и только к одной угрозе быстро привыкнут. Использование ястребов очень хорошо себя проявило, нам повезло, что в Мурманской области оказался нужный специалист. В крупных городах, в том же Санкт-Петербурге, есть питомники, научная база, специалисты, потому и там заниматься биорепеллентацией можно, было бы желание, – рассуждает заместитель директора Мурманского филиала АО «Ситиматик» Виталий Измайлов.
Если компания закрывает глаза на засилье птиц на своих объектах, то это ей чести не делает. Ведь незваные гости затрудняют работу техники, просто облепляя ее со всех сторон так, что водители не понимают, куда едут; растаскивают мусор за пределы площадки (полигон «ТЭК» находится недалеко от жилых домов, поэтому мусор птицы относят и к ним). Есть и еще одна угроза. Летом 2023 года в Мурманской области впервые объявили карантин по птичьему гриппу, главным переносчиком были чайки. А через какой регион они летят на зимовку? Правильно, Ленобласть. И полигон вблизи «Пулково» может стать очагом инфекции.
– К проблеме скопления птиц на объектах по обращению с ТКО нельзя относиться халатно. Особенно таким, что расположены вблизи аэропортов. Там нужно применять комплекс мер, потому что просто отпугнуть птиц не достаточно, нужно сломать сложившуюся биосистему. Ведь птицы, которых спугнули, не улетят от полигона далеко, а остаются рядом, например, вблизи тех же взлетно-посадочных полос. В Санкт-Петербурге есть люди и возможности для биорепеллентации. Может, просто компании там просто не хотят вкладывать деньги, – поясняет специалист по работе с дикими птицами, ведущий инженер по обеспечению орнитологической безопасности Мурманского филиала АО «Ситиматик» Наталья Раевская.
ПОСТОЯННАЯ ПТИЧЬЯ УГРОЗА
После общения с экспертами приходишь к одному важному выводу: на 100% полигон от птиц не избавить, они всегда будут на нем и рядом. А это значит, что из-за находящего рядом с «Пулково» МПБО-2 будет постоянная угроза ЧП с самолетами из-за пернатых. Выход один – переносить опасный объект, который в целом не должен был появиться по соседству, дальше от аэропорта. Пассажиры спокойны, да и местные жители, что давятся от смрада от свалки, задышат полной грудью.
На запрос «Нового взгляда» в транспортной прокуратуре сообщили, что исследование «ТЭК» должны провести до 1 сентября 2024 года, подрядчиком стала ФГБУ «ВНИИ Экология». Получается, что пройдет еще несколько лет, пока сначала объект обследуют, а потом там начнут предпринимать что-то для уничтожения птичьей угрозы. Все это время будет сохраняться риск происшествий в «Пулково» из-за птиц.