Авиакатастрофа в Афганистане обрастает новыми вопросами и ответами. Выяснилось, что пилоты Falcon 10 не только не имели право везти тяжелобольную пациентку Анну Евсюкову и ее мужа, так как у них не было лицензии на коммерческие и санитарные рейсы, но и неправильно рассчитали возможности самолета.
Как мы уже писали, в минувшие выходные в горах провинции Бадахшан на севере Афганистана произошла авиакатастрофа воздушного судна Falcon 10. Самолет летел в Россию по маршруту Гая (Индия) — Москва. С дозаправкой в Ташкенте (Узбекистан). Самолет принадлежал в равной доле директору ООО “Атлетик Групп” Екатерине Агаповой и ее бывшему мужу, пилоту самолета Аркадию Грачёву.
Самолет произведен французской компанией Dassault Aviation в 1978 году. И, очевидно, требовал особенного техобслуживания. На борту находились шесть человек: два пилота Дмитрий Беляков и Аркадий Грачев, два медработника Павел Попов и Игорь Сывороткин и российская супружеская пара Анна и Анатолий Евсюковы.
По словам сына Евсюковых, когда отец понял, что жену лечить в Таиланде бесполезно, он зафрахтовал самолет для транспортировки лежачей супруги в московскую больницу. Однако в результате падения самолета оба пассажира погибли на месте. Пилоты и медики выжили и значительных травм не получили.
Далее, чудом спасенный экипаж из медийного поля зрения исчезает. Сначала их вывозят в Кабул талибы*, а затем отправляют в Москву. Но в СМИ не проникает ни одного внятного объяснения пилотов по поводу причин авиакатастрофы.
Известно только, что у самолета отказали двигатели, у авиакомпании не было лицензий, и во время полета в топливных баках абсолютно кончилось топливо. Имея такую вводную, получить возможные версии: почему произошла авиакатастрофа, «Новому Взгляду» помог экс-командир отдельной авиаэскадрильи, пилот, инструктор 1-ого класса на пенсии Тахир Намазов.
Не правильный расчет топлива
За 25 лет трудового стажа Тахир Усманович летал и освоил 5 видов российской авиатехники. Общий налет 11 000 часов. От учебного, тренировочного Як-18, до военно-транспортного Ил-76. И поэтому сразу предположил: маловероятно, что в полете одновременно откажут оба двигателя.
– Я уверен, что у них полностью закончилось топливо. Именно поэтому при аварийной посадке не возникло пожара. Непонятно только, как же пилоты, имея пусть даже минимальный опыт управления самолетом этой марки, не смогли правильно рассчитать необходимое количество топлива. У них все равно должен был быть определенный запас. На случай, если бы пришлось лететь до запасного аэродрома или делать второй круг. Я вот смотрю СМИ: там самолет сел на реку, там на кукурузное поле. Это все не правильный расчет топлива на рейс. И такие помехи, как встречный ветер, они тоже должны были просчитать. Перед полетом они получают метеосводку и принимают решение на вылет, согласно этого рассчитывают расход топлива до пункта назначения и ухода на запасной аэродром, при посадке на запасном у них должно оставаться топлива на один час полёта, – пояснил эксперт
Хотели сэкономить
Опытный пилот также допустил, что поскольку авиакомпания не могла позволить себе купить лицензии на коммерческие и санитарные рейсы, возможно, что и на топливе они пытались сэкономить.
– Уже во время перестройки, в эпоху зарождающегося капитализма, пилотов нередко ругали и даже наказывали за перерасход горючего. Негласно даже запрещалось уходить на второй круг. Один дополнительный круг – это на одну – две тонны топлива больше, – пояснил специалист.
По его мнению, супруг Анны Евсюковой Анатолий тоже должен был поинтересоваться почему у пилотов не было разрешительных документов на коммерческие и санитарные перевозки. Возможно, что родственники заболевшей не имели финансовой возможности зафрахтовать самолет со всеми необходимыми документами, так как он бы стоил намного дороже.
Ремни безопасности
Кстати, версия с ремнями безопасности мол, пассажиры сами виноваты, что не пристегнулись, которую высказали вчера некоторые эксперты, не очень безупречна. Тем более что до сих пор неясно: были ли пристегнуты сами члены экипажа.
Обычно пассажиров пристегивают только при взлете и при посадке. Однако в данном случае посадка была экстренная, и медики, если подумали о себе и пристегнулись сами, то должны были обязательно пристегнуть и пассажиров. Но если у данного самолета не было лицензии на санитарные перевозки, то возможно, что и приспособления для того, чтобы пристегнуть лежачего больного, у них тоже могло не оказаться.
Кто виноват
Авиакатастрофа в Афганистане породила множество вопросов как у авиаэкспертов, так и у правоохранительных органов. Не случайно, что в тот же день СК РФ возбудил уголовное дело. По мнению Намазова, виноватыми в данном случае окажутся и те, и другие.
– Пилоты в любом случае окажутся виноваты. На практике чаще всего происходит так: когда самолет разбился и пилоты погибли, то всю вину валят на пилотов. Когда пилоты остаются живые, а пассажиры погибают, то глаза прячут не только пилоты, но и владельцы авиакомпании, – рассказал командир подразделения.
Судя по ошибке пилотов в расчетах необходимого топлива и отсутствия документов у авиакомпании, которая, как рассказала RT, ничего о данном полете и не знала, крайними действительно окажутся обе стороны. Тем более что злополучный перелет пилоты Беляков и Грачев организовали через свою фирму «Джет Аэро», но и у нее также не было необходимых лицензий. И даже, если выяснится, что дело не в недоливе топлива, то отсутствие разрешения на такой жизненно важный для пациентки полет должен был совершен по закону, со всеми разрешительными документами. А нарушение закона – это уже ошибка. Окончательный вердикт вынесет специальная комиссия и Следственный комитет.
*запрещенная в РФ организация
Фото: соцсети