Психолог: что скрывается в умах подростков «ЧВК Рёдан». Как мы уже писали, сотни подростков «ЧВК Рёдан» по всей России задерживают за драки. Сегодня еще 200 подростков движения за незаконное сборище задержали в соседней Белоруссии.
Беспорядки начались после того, как 23 февраля несколько участников движения во время онлайн-трансляции в Telegram оскорбительно высказались против лиц неславянской внешности, спортсменов и гопников. В результате в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани, Курске и других городах России Рёдановцы превратились в центр притяжения для всевозможных кулачных потасовок.
Как выяснилось, “ЧВК Рёдан” — новая молодежная субкультура. Ее представители носят длинные волосы, клетчатые штаны и используют символику с пауком и цифрой 4. По словам подростков, они не хотят и не имеют ничего общего ни с фашистами, ни с антифашистами.
Участники движения просто вдохновились мангой или японским комиксом “Hunter x Hunter” и одноименным аниме. По сюжету “Геней Рёдан” — это преступная организация, также известная как “Призрачная труппа” или “Паук”.
Как рассказали сами участники субкультуры, приставка ЧВК – это бессмысленная абревеатура, которая является просто шуткой или приколом. Однако ЧВК подразумевает частную военную компанию, а это уже звучит зловеще.
Какова же специфика скандально-известного подросткового движения под названием “ЧВК Редан”? Помимо публичных тусовок и драк несовершеннолетних и их массовых задержаний. И что в умах этих еще «зеленых» необразованных ребят? Об этом «Новому Взгляду» рассказал научный руководитель Центра психосоматического коучинга, д.пс.н., к.м.н. Марк Сандомирский.
– Конечно, по поводу ЧВК – это неудачная «шутка», за которую подростки поплатились, – поясняет доктор психологических наук. – Говоря же о серьезном, скандал обнажил назревшие психологические проблемы общества.
Во всех подростковых субкультурах есть общий психологический механизм – группирование, связанное с самоутверждением в процессе естественного противопоставления себя родителям и опоре на сверстников. В этом самоутверждении, конечно, есть становление подростка, развитие его личности. Однако оно может направляться и в деструктивное русло.
Важно разграничить явления молодежной субкультуры, вдохновленной фан-аниме и комиксами про пауков, и молодежную агрессию как таковую. За этим, с одной стороны, стоит конфликт поколений и скрытый протест молодежи против поколения родителей, который теперь протекает в формате апгрейда. С другой стороны, наблюдается нарастание напряженности в обществе в целом и в частности. Таким образом происходит канализация агрессивно-протестных настроений молодежи, – уверен специалист.
– В-третьих, более общим и долгосрочным явлением выступает в целом рост молодежной агрессивности в разных формах или социальная эпидемия жестокости, получившая название «эпидемия жесть». Это дефицит эмпатии и формирования эмоционального интеллекта как следствие недостаточного взаимодействия родителей с детьми, когда первые перестают быть для вторых примером. Главным авторитетом для подростков, не находящих взаимопонимания в семье, сегодня нередко становится смартфон. На фоне прогрессирующего экономического расслоения происходит также и расслоение интеллектуальное. Тогда выход из тупика недовольства жизнью подростки находят в агрессии. И начинают в этом друг другу подражать и заражать подобными настроениями других сверстников, – пояснил психолог.
Может ли, таким образом, молодежное движение быть опасным для подростков? Конечно, такой сценарий возможен, и за примерами далеко ходить не нужно. Это и собственно агрессивное поведение (например посмотрите отзывы о ранее популярном молодежном движении «Спарта») и криминализация молодежной среды с уклоном в уголовную псевдоромантику (движение АУЕ). Что делать для профилактики негативных сценариев развития молодежной среды? Заниматься профилактикой деструктивного поведения молодежи, создавать среду ненасильственного общения, а также развития эмоционального и психосоматического интеллекта. Проще говоря, учить спокойствию и взрослению, поскольку сегодня этим зачастую не занимаются ни семья, ни школа. Практическим опытом создания подобной поддерживающей среды мы делимся в формате дистанционного психологического клуба, – резюмировал Марк Сандомирский.