На прошлой неделе Владимир Путин подписал указ об упразднении Федерального агентства по туризму (Ростуризм). Функции агентства переданы Минэкономразвития.
Путешествия сейчас, безусловно, не являются “коньком” России. Поехать в дальние страны довольно проблематично, да и зарубежный турист на почве русофобии поиссяк. Но… это целый рынок. И значит ли, что он брошет теперь на произвол судьбы, мы спросили у экспертов.
“Если Ростуризм упразднили, то это говорит лишь о том, что план продвижения внутреннего туризма выполнен, а международные отношения в сфере туризма сейчас пока не актуальны. Люди и без продвижения внутреннего туризма сейчас ездят только по России. Однако есть опасение, что туристический бизнес теперь будут слышать хуже, но мы лично не почувствовали пользы от Ростуризма, хотя так надеялись на взаимодействие. Возможно, что сейчас активно возьмутся за гостевые дома и квартиры, будут проводить более активную легализацию”, ― прокомментировала упразднение Ростуризма Оксана Шустикова, директор по развитию и коммуникациям Tvil.ru.
Туристическая отрасль находится в состоянии ожидания уже третий год. Ковидные ограничения сменились геополитической ситуацией. Долгожданного открытия границ не случилось. Функции и возможности Ростуризма стали еще более размытыми.
“Из плюсов работы Ростуризма для развития бизнеса была возможность кредитования для туристического бизнеса на достаточно выгодных условиях, в том числе и под создание новых проектов. Для своего апарт-отеля “Начало” мы, одно время, прорабатывали кредитование по линии Ростуризма. Но часто Ростуризму не хватало сил для выполнения своих отраслевых функций, часть функций дублировалась с иными ведомствами. В итоге получилось так, что не все даже понимают, в чем именно была задача Ростуризма и какие у него зоны ответственности. Передача функций Ростуризма в Минэк (которому Ростуризм и так подчинялся с 2018 года), кажется логичным в рамках одного большого министерства, занимающегося развитием экономики”, говорит исполнительный директор профессиональной управляющей компании в сфере апарт-отелей “Начало.Сервис” Елена Чернякевич.
Впрочем, период отпусков прошел. Россияне отдохнули, как смогли.
“Лето 2022 с точки зрения туризма было очень активное, показатели по туристическому потоку в СПб достигли уровня доковидного 2019 года. После объявления частичной мобилизации турпоток встал и находится в низшей точке. Слабая сторона нашего туризма это с 2022 года 80% туристического потока – внутренние туристы. Внутренний туризм это прекрасно, но статистически иностранный турист, особенно западный турист, готов тратить в разы больше денег на разные “допы” – экскурсии, рестораны, СПА, отельные сервисы, сам уровень отелей. Наши туристы, зачастую ориентируются на предложение более низкой цены. Поэтому, очень важно, чтобы наша туристическая отрасль не потеряла в сервисности, пока мы работаем только на внутренний туризм”, – считает Елена Чернякевич.
Остается надеяться, что мы сможем извлечь из текущей ситуации урок и поднять на новый уровень внутренний туризм, отработаем на себе уровень All inclusive. Тем более показать нам есть что. Пусть даже пока самим себе.