Семья и дети

Стандарту быть – Госдума приняла законопроект о единых федеральных школьных программах

Госдума во втором и третьем, окончательном, чтениях приняла законопроект о единых федеральных общеобразовательных школьных программах.

Это значит, что со следующего учебного года во всех школах России будут введены единые федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП) “в качестве обязательного базового уровня требований к содержанию общего образования”.

Кроме того, вводится новый порядок разработки школьных учебников. Так, государственный заказ на подготовку учебников и учебных пособий будет осуществлять Минпросвещения. Ведомство также будет утверждать авторский коллектив учебников, а исключительные права на них будут принадлежать РФ.

Закон вводит единый стандарт качества школьного образования — как программ, так и учебников. Принятие “золотого стандарта” позволит решить проблемы с необходимостью родителей нанимать репетиторов для подготовки детей к итоговым экзаменам.

“Итоговая аттестация будет также осуществляться только на основании этих программ. Мы возвращаем нашей стране единое образовательное пространство”, — говорил вице-спикер Госдумы Петр Толстой.

Для начальной школы будут утверждены единые базовые программы по русскому языку, чтению и окружающему миру. В средней школе обязательными для применения станут программы по русскому языку и литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ.

Кроме того, предполагается ввести федеральную рабочую программу воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.

Мы обратились за комментариями к экспертам.

“Единые образовательные программы направлены на унификацию обучения школьников. Нововведения устранят различия в уровнях образования: как показывает практика, дети из разных регионов имеют совершенно разные знания. Данная ситуация складывается из-за многообразия пособий, используемых преподавателями. Не все учебники соответствуют высокому качеству и отвечают стандартам, несмотря на это, они остаются в использовании. Полное прекращение применения части учебных материалов будет произведено в течение пяти лет”, – считает руководителя академического отдела онлайн-школы “Коалиция” Денис Титов. 

По мнению спикера “золотой стандарт” снизит бюрократическую нагрузку на учителей: им не придется регулярно переписывать рабочие программы. 

“Реформа коснется и будущих выпускников школ. Задания экзаменов для 9-х и 11-х классов будут создаваться на основе общегосударственных учебников, что упростит подготовку детей к итоговой проверке знаний.  Единые стандарты – база для образовательной системы. Обучение во всех школах будет ориентироваться на них, но это не отменит право учебных заведений на разработку собственных программ, уровень которых должен быть не ниже федеральных требований. Также сохранятся пособия для детей с ограниченными возможностями здоровья”, -отмечает Денис Титов

О том, как примут стандарт частные школы рассказала создатель школы игропрактики Анастасия Решетникова, психолог, коуч ICF.

“Начнём с того, что школы уже работают давно по единым стандартам ФГОС. Дополнения к образовательным стандартам появляются ежегодно, поэтому ничего сверхъестественного мы не ожидаем. Тем не менее, чем больше стандартов, тем меньше индивидуальности в школе. Каждый ребенок – это отдельная личность, требующая внимания со стороны педагогов. Когда учителя вынуждены загонять всех в одни рамки, трудно дать детям возможность самовыражения”, – отмечает она. 

Эксперт отмечает, что учителям, которые привыкли работать “спустя рукава” будет проще: не нужно ничего придумывать, можно вести урок по бумажке и следовать чётким регламентам. Однако если педагог-новатор хочет дать ученикам больше знаний и заинтересовать их школой, у него будут связаны руки. 

“В частную школу идут родители, готовые платить за качественное альтернативное образование детей. В таких школах учат креативному мышлению и толерантности к людям, оценивают склонности ребёнка и в зависимости от них корректируют программу. Уникальность платного образования заключается в индивидуальном подходе к ребёнку, акценте на его личных качествах. Я считаю, что частные школы надо контролировать, но не стоит всех причёсывать под одну гребенку”, – говорит Анастасия

Авторские методики будут существовать, но в рамках дополнительных занятий: репетиторство, кружки, частное тьюторство. Общие стандарты оставляют меньше свободы учителям, поэтому свои методики придется оставить для факультативных занятий. 

“Я считаю, что нужно наблюдать за каждым ребенком и давать ему свободу выбора. Невозможно обучить всех по единому стандарту. Поэтому введение новых ограничений может привести к дополнительным тратам родителей на творческие кружки. Сейчас все эксперты говорят о важности индивидуального подхода, контроле за настроением ученика, вовлеченности учащихся в процесс обучения, однако новые стандарты отдаляют модель школы будущего”, – заключила спикер. 

Обратно к списку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.