Экономика

Эксперт: санкционную дыру заполнил китайский транспорт

Западную санкционную дыру с лихвой заполнил китайский транспорт. Сегодня этот факт настолько очевиден, что европейские поставщики, объявившие запрет на импорт автомобилей и запчастей в Россию, тупо прячут глаза и уже не ожидают ничего хорошего для себя после объявленных санкций. Тем временем транспортные эксперты фиксируют торговый бум между Китаем и Россией. В каких направлениях развиваются экономические взаимоотношения между двумя странами «Новому Взгляду» рассказал независимый эксперт отрасли Алексей Тузов.

Алексей Тузов

 – В прошлом году общий объем товарооборота между Россией и Китаем увеличился на 29,3%, до рекордных 190,271 миллиарда долларов. Помимо бытовой техники, электроники, гаджетов из Поднебесной ввозятся и необходимые для развития российской транспортной отрасли товары. Например, в прошлом году в 2 – 3,5 раза выросли закупки экскаваторов, грузовиков, легковых автомобилей, комплектующих и шин для них. О том, какое значение китайская промышленность играет для транспортного сектора России.

– Справляется ли китайский коммерческий транспорт в условиях западных санкций ?

– Из-за ухода с российского рынка большинства зарубежных компаний долю импорта необходимых товаров для транспортной отрасли заняли китайские производители – Foton, САМС, Shacman, Howo, FAW, DongFeng. Например, в прошлом году в сегменте коммерческого транспорта закупки грузовиков увеличились в 4 раза по сравнению с 2021 годом и составили более 30 000 транспортных средств для коммерческих перевозок, на 68% увеличился импорт автобусов и микроавтобусов, в три раза – специальной техники (аварийные и пожарные авто, автокраны, автобетономешалки, поливомоечные машины и агрегаты для уборки дорог, транспортные единицы с рентгеновскими установками). В середине февраля 2023 года доля китайских грузовиков на российском рынке увеличилась до 56%, в сегменте легкого коммерческого транспорта – до 1,5%. Таким образом, благодаря своим преимуществам – более доступная стоимость, высокое техническое оснащение, выгодная цена запчастей и отсутствие их дефицита – китайским производителям удалось заменить ушедшие с рынка РФ бренды MAN, DAF, Iveco, Renault, Volvo, Scania и Mercedes-Benz. Если КАМАЗ и МАЗ не сумеют составить конкуренцию китайским грузовикам в 2023 году, а также в России не появятся индийский Tata Prima и иранские локализованные грузовые Mercedes Axor и Actros MP3, бренды из КНР смогут претендовать на лидерство в сегменте.

– А как в условиях санкций развивается рынок легковых автомобилей?

Набирает обороты не только китайский грузовой транспорт. Доминирование китайских брендов уже намечается среди легкового транспорта. Помимо известных россиянам марок Chery, Exeed, Haval, Geely, Changan и JAC, недавно в РФ появились новые бренды из Поднебесной – DongFeng, Kaiyi, Omoda, Jetour. Преимущества китайских автоконцернов заключается в отсутствии конкуренции после ухода из РФ таких производителей, как Volkswagen, Nissan, Volvo, Jaguar, Land Rover, и проблем с поставками кроссоверов Kia и Hyundai. Также китайский автопром регулярно расширяет ассортимент не только в привычном сегменте SUV, но и поставляет в РФ седаны. Кроме того, разнообразие моделей и комплектаций, широкая дилерская сеть и богатое техническое оснащение китайских автомобилей уже позволили их производителям занять 40% продаж новых авто в феврале 2023 года и выйти в лидеры по реализации в первые две недели марта текущего года. Например, с 6 по 13 марта текущего года в России было реализовано почти 4 800 новых легковых китайских авто.

Помогут ли нам китайские партнеры с комплектующими для авиации?

Что касается авиации, то тут пока российско-китайское партнерство не настолько эффективно, как в сегменте автомобильного транспорта. Совместный проект двух стран – создание широкофюзеляжного самолета CR929 – пока приостановлен. Однако это стало стимулом для развития собственного воздушного судостроения. К 2030 году парк российских авиакомпаний должны пополнить свыше тысячи отечественных самолетов. В 2023 году для поддержания в рабочем состоянии российского авиапарка запчасти и комплектующие из Китая по-прежнему не поступают. Однако, авиакомпании в частном порядке находят поставщиков необходимых деталей в Турции и Индии, а также в Пакистане и странах СНГ.

– Каковы у двух стран перспективы?

В 2023 году после визита главы КНР в Россию партнерство двух стран в развитии транспортной отрасли вышло на новый уровень. Так Китай планирует нарастить объемы поставок технологий для авиастроения и машиностроения. Кроме того, страна готова участвовать в совместных проектах в Арктике. В том числе в области строительства судов ледового класса, где судостроительные компании КНР уже занимают 60% мирового рынка, – подвел итог Алексей Тузов.

Фото: ru.pinterest.com

Обратно к списку

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.