В невысоком уровне владения английским в России принято винить школьную программу. В большинстве своем государственные школы придерживаются переводного метода. Его еще часто называют пассивным. Достаточно сильная грамматика при отсутствии разговорной практики.
В результате свободно владеют английским в России всего 5% населения, согласно опросу ВЦИОМ. А, например, в Швеции эта цифра – около 54%. Откуда такой разрыв?
«По сути, этот метод «заточен» на то, чтобы преподаватель успел в заложенные программой 45 минут урока «охватить» своим вниманием 15-20 учеников. Однако, языковая практика при этом, по большому счету, выносится за рамки. Бездумная зубрежка фраз приводит к тому, что лингвисты называют «эффектом попугая» (повторяет слова, но не порождает речь сам)», – комментирует Елена Варфоломеева, руководитель отдела развития преподавателей Novakid.
Какие еще минусы мы видим? В неспециализированных школах в расписании всего два урока иностранного языка в неделю. Этого объективно мало. «Сухая» подача материала. Чего стоят многостраничные «слепые» таблицы неправильных глаголов. Как вообще взращивать мотивацию вызубрить их? Оценочная среда. Сама по себе балльная система вгоняет в стресс. Лучше уж по возможности отсидеться, чем схватить «лебедя». «Система наказаний» без права на ошибку — так можно охарактеризовать стандартный образовательный процесс. Страх — одна из причин языкового барьера. Методика подразумевает соответствие стандартам, не учитывая индивидуальные особенности каждого ученика.
«С точки зрения психологии именно страх сильнее всего мешает нам проявлять себя, свои знания. Когда мы говорим на иностранном языке, то не только дети, но и взрослые боятся, что над ними будут смеяться, что про них подумают плохо («какой глупый»). Никого не радует такая перспектива, поэтому человеку проще промолчать, избегать ситуаций, где потребуется что-то сказать. А как этот страх преодолевается? Говорением в безопасной среде. Там, где над тобой не посмеются и не будут критиковать, а где поддержат. И именно такой регулярный позитивный опыт и помогает избавиться от страхов», – замечает детский психолог и специалист по гармонизации детско-родительских отношений Ирина Терентьева.
Если повлиять на систему образования мы пока не можем, то усовершенствовать процесс изучения иностранного языка в отдельно взятой семье — посильная задача.
«Для этого достаточно включить в расписание ребенка дополнительные уроки, которые проводятся по признанной во всем мире коммуникативной методике. — Утверждает Анастасия Масягина, руководитель клиентского сервиса Novakid. — Суть в том, что учитель ни слова не говорит на родном языке ученика. В идеале урок должен проводить носитель языка — у него не будет возможности подсказать что-то по-русски».
Что важно учесть, планируя дополнительные уроки? Занятия удобно встроить в плотное расписание, если заниматься онлайн. При этом обучение не придется прерывать, если вы отправитесь на семейный отдых; отправите ребенка «на деревню к бабушке» и т.д. Для онлайн-преподавателя, работающего в рамках беспереводной методики особенно важна энергетика или, так называемый, эмоциональный интеллект, чтобы удержать внимание ученика.
На стороне учителя – возможность проводить уроки интерактивно, буквально погружая ребенка в новый мир или, точнее, вселенную с игровыми персонажами. Популярные методы геймификации идеально применимы для онлайн-занятий. Через игры можно влюбить ребенка в образовательный процесс!
Особенность человеческого восприятия такова, что мы лучше усваиваем новую информацию, когда ее преподносят в формате истории, нарратива. С детьми этот принцип работает вдвойне эффективно. Вот почему в игровой вселенной должны быть постоянные персонажи с запоминающимся бэкграундом. Дети привыкают к ним и радуются новой встрече.
«Работая в безоценочной среде, учитель выступает в роли тьютора, а не ментора. Он позволяет ребенку максимально раскрыться, принимая себя даже с теми ошибками, которые он допускает. При этом родители все равно могут понять насколько эффективно проходят занятия, хотя бы по тому насколько свободно ребенок общается англоязычным собеседником во время урока. Это ли не мерило успеха!», – акцентирует внимание Эльвира Мамбетова, руководитель отдела контента Novakid.
Изучение иностранного языка — это процесс, который не имеет конечного результата. Им нельзя обладать или не обладать.
“Школа учит всех. Учитель за один урок старается дать максимальные знания всем 30 ученикам в классе. Языки же требует личностного подхода. И, разумеется, за такое короткое время учитель не успевает с каждым персонально отработать все новые для ученика языковые конструкции. Если посмотреть стандартный план урока школьного учителя английского языка, то мы увидим, что на одного ученика за один урок заложено 6-7 реплик. Можно ли за 6-7 реплик 2 раза в неделю выучить язык? Думаю, нет. Школа может лишь дать самую примитивную базу для навыка говорения. Остальное — на усмотрение родителей и самих детей: насколько они вокруг себя создают такую экосистему, которая позволяет в реальные сроки выучить язык на базовом уровне. Однако самой основной причиной незнания языка после школы является фокусировка на знаниях. Мы можем знать разные времена и слова, но если мы не умеем ими пользоваться, то весь процесс зубрежки не имеет смысла. Если ребенок не умеет выстраивать коммуникацию с другими детьми, то у него и нет навыка успешного общения, а значит, и навыка общения на иностранном языке”, – отмечает директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart Анастасия Екушевская.
Школьная программа, увы, не подразумевает общение на иностранном языке. Это определенный свод норм, которые должен знать ученик.
“Школьная программа подразумевает упор на академический иностранный язык – в основном изучается грамматика и научные, формальные темы, далекие от повседневного языка. Есть большая нехватка аудирования: вместо реальной английской речи школьники слушают “искуственные” диалоги, которые не имеют с настоящим языком ничего общего. Практика говорения в школах также отсутствует, вместо этого школьники пересказывают (а порой заучивают) тексты. Цель урока английского в школе – подготовить к экзаменам, а не использовать язык как инструмент для достижения личных целей. Поэтому школьники могут понимать язык, но практических навыков для разговора не хватает. Чтобы именно начать говорить, нужно, во первых, много слушать аутентичную английскую речь (для этого подойдут ролики в Youtube англоязычных блогеров), во вторых, много говорить на английском языке (с учителем, с одноклассниками, с носителями)”, – учитель английского языка онлайн-школы ЕГЭLand Анастасия Кико.
Впрочем сейчас есть полный ассортимент инструментов, чтобы английский язык стал ближе. Книги, фильмы, игры… было бы желание.
“Всем известны особенности современной геополитической ситуации: принят вектор на восточные языки, но и английский язык никто не отменял: вторым государственным языком Индии является английский язык, ряд латиноамериканских стран тоже используют английский в качестве государственного. Поэтому, безусловно, основная задача всех преподавателей иностранных языков- научить эффективному общению на иностранном языке, хотя и не всегда удаётся достичь таких целей: даже после 11 лет изучения, обучающиеся не демонстрируют устойчивых, сформированных умений говорения на иностранном языке. На это есть несколько, причин – во-первых, отсутствие мотивации к обучению говорению на иностранном языке. Не всегда обучаемый ощущает потребность в этом. Бывают случаи, когда у ученика недостаточно развит речевой механизм на родном языке, а значит, будет в разы проблематичнее формировать речевой механизм на иностранном языке. Нельзя не отметить и методические ошибки преподавателей, когда нарушен алгоритм обучения, поскольку для того, чтобы формировать речевые умения, необходимо прочно сформировать языковые навыки (особенно грамматические и лексические). Поэтому, очень важен правильно организованный процесс тренировки с помощью упражнений. Как шутят методисты-упражнений, как денег, много не бывает. Большим подспорьем в изучении иностранного языка играют песни. Только в процессе пения мы можем добиться правильной артикуляции иноязычных звуков и таким образом достичь уровня поставленного произношения (RP-Received Pronunciation). Очень важно постоянно поддерживать свой уровень владения языком, читая оригинальную литературу, общаясь с носителями языка. И, тогда в полной мере можно назвать себя действительно образованным человеком, ведь знание иностранного языка в современном мире-это один из показателей образованности! А это – верный путь к успешной карьере, успеху и процветанию, возможности полноценно путешествовать, а значит – быть поистине счастливым человеком!” – поделилась доцент Департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации Факультета международных экономических отношений ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Галина Третьякова.
Но нельзя отрицать и “зажигательность” преподавателя. От подхода и настроя учителя зависит очень многое.
“Чтобы зажечь ребят на уроках английского языка важно ввести элемент театральности, игры в ткань Вашего урока. Разыгрывание обыденных бытовых ситуаций на уроке в парах или небольших группах может стать стимулом для развития лингвокреативного мышления. Дайте им интересную тему, эмоционально насыщенный противоречивый контент и, предварительно проведя словарную работу, пускайте их творческий корабль в плавание! Очень хорошо опираться на актуальный новостной контент (BBC learning English News Review). Дети должны творить под контролем преподавателя. Костюмированные театральные постановки по произведениям современных авторов должны практиковаться регулярно и поощряться. Должно быть много хорошей музыки на уроке. Разбор текстов «the Beatles», к примеру, и совместное пение мировых хитов приобщит Ваших учеников к мировой культуре”, – говорит преподаватель английского языка Департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации Факультета международных экономических отношений Финансового Университета при правительстве Российской федерации Вадим Гайдаренко.
“Основным препятствием на пути успешного изучения иностранного языка в школе считаю отсутствие практического применения знаний в реальной жизни. Школьники на протяжении 11 лет учат иностранный язык «на потом» – для поступления в вуз, для престижной должности и т.д. Отсюда следуют такие проблемы как снижение мотивации и внимания, нарушение систематичности занятий при овладении языком. Если материал подается недостаточно интересно и разнообразно или же педагог не имеет соответствующей квалификации и опыта, ситуация только усугубляется. Кроме того, при изучении иностранного языка в школах традиционно большее внимание уделяется чтению, переводу, письму и изучению грамматики, в меньшей степени – пониманию речи на слух, и еще меньше – говорению. Поэтому ребенок может неплохо читать, выполнять тесты, но совсем не говорить на языке. Создание языковой среды для развития навыков общения является наиболее естественным решением данной проблемы”, – говорит преподаватель английского языка факультета “Цифровая экономика и массовые коммуникации” МТУСИ Светлана Мальцева.