Нарушенные связи требуют времени для восстановления. Однако, оно есть не всегда. По крайней мере, когда дело касается приобретения специальности, ждать “пока всё наладится”, как минимум, не хочется. Тогда в дело могут вступить опробованные технологии, например, дистанционное обучение.
Иностранные студенты учатся в 688 российских вузах, наибольшей популярностью, как следует из данных Минобрнауки, у зарубежных студентов пользуются пять вузов: Российский университет дружбы народов (РУДН); Московский финансово-промышленный университет «Синергия»; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ); Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ); Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
“В этом году в связи с геополитической ситуацией иностранных студентов в наших вузах стало немного меньше в первую очередь из-за высокой стоимости авиа – рейсов – студенты некоторых вузов так и не смогли попасть в Россию. В этом случае в вузах предлагают использовать удаленку для продолжения обучения. Но, можно с уверенностью сказать, что Правительство Российской Федерации работает над этими проблемами и очень скоро мы сможем вернуться к прежним показателям и даже приумножить их”, – говорит доцент Департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации Факультета международных экономических отношений ФГОБУ ВО “Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации” Галина Третьякова.
Впрочем, некоторые страны не ограничились простым равнодушием по отношению к российскому образованию.
“В текущей геополитической ситуации академическая мобильность студентов приостановлена с рядом зарубежных государств. Например, из-за распоряжения министерства высшего образования Италии о приостановлении сотрудничества с российскими вузами (причина — обращение Российского Союза ректоров от 04.03.2022:). Значительная задержка с подписанием новых соглашений о сотрудничестве российских университетов с зарубежными связана и с тем, что в апреле 2021 года Правительством РФ были инициированы изменения в ФЗ «Об образовании» (ст. 105), согласно которым заключение соглашений с зарубежными ВУЗами осуществляется при наличии «заключения» ФОИВ в сфере высшего образования. В свою очередь, порядок подготовки и получения указанных «заключений» был представлен к реализации только в феврале 2022 года”, – отметил юрист, доцент Департамента международного и публичного права Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ, член Российской ассоциации международного права, кандидат юридических наук, доцент Алексей Иглин.
МОН РФ может не выдавать заключения по соглашениям с ВУЗами из т.н. «недружественных» стран.
“Некоторые ВУЗы Франции (например, Университет Тулуза-1 Капитолий) не отправили своих студентов в Россию с 01.09.2022 г. и не приняли российских студентов в своем кампусе ни по программе двух дипломов (хотя официально соглашения о совместной образовательной программе действительно), ни на включенное обучение по итогам конкурса. Для сохранения статуса студента-иностранца выход из подобной ситуации предложен один: академический отпуск. Представляется неправильной в этой связи политика некоторых университетов по запрету онлайн обучения, которое зарекомендовало себя реальной альтернативой аудиторным занятиям для тех студентов, которые не могут по каким-либо причинам пересечь границы и/или оформить визы. Для сохранения и увеличения контингента иностранных обучающихся это наилучший вариант”, – говорит эксперт.
Будущее российского образования находится в довольно шаткой позиции.
“Развитие ситуации напрямую зависит и от участия в глобальных образовательных проектах (“Erasmus Plus” – в рамках партнерства с Европейским Союзом, Болонской системы – под патронатом Совета Европы, двусторонних соглашений об обмене студентами и др.): если государство дистанцируется от них, полученные в его ВУЗах дипломы не получат признания в других странах, выпускники окажутся в изоляции, переориентируются на иные образовательные рынки. Неизбежен отток иностранных студентов (доказательством тому, кстати, «заморозка» популярного до недавнего времени ресурса https://studyinrussia.ru). И еще одна показательная тенденция: возросший интерес российских студентов к очному обучению за рубежом (на октябрьской выставке-презентации программ зарубежного образования «яблоку негде было упасть»)”, – заметил Алексей Иглин.
Будем надеяться, что время всё расставит по своим местам и заслуженное уважение и популярность вернуться к российским вузам.