В минувшие выходные в горах провинции Бадахшан на севере Афганистана произошла авиакатастрофа воздушного судна Falcon 10. Самолет был зарегистрирован в реестре гражданских судов РФ.
Он летел в Россию по маршруту Гая (Индия) — Москва. С дозаправкой в Ташкенте (Узбекистан), уточнили в Росавиации. Самолет принадлежал ООО “Атлетик Групп” и частному лицу, был произведен французской компанией Dassault Aviation в 1978 году.
Погибли только пассажиры
На борту находились шесть человек: два пилота: Дмитрий Беляков и Аркадий Грачев, два медработника: Павел Попов и Игорь Сывороткин и российская супружеская пара: Анна и Анатолий Евсюковы. Частный медицинский эвакуационный рейс, направлялся из Паттайи (Таиланд) в Москву. Супруги Евсюковы отдыхали в Таиланде и планировали вернуться в Россию 9 января. Но женщина заразилась неизвестной инфекцией и целый месяц безуспешно лечилась в больнице в Паттайе. Российскую пациентку даже подключили к аппарату ИВЛ.
По словам сына Евсюковых, когда отец понял, что жену лечить в Таиланде бесполезно, он зафрахтовал самолет для транспортировки жены в Московскую больницу. Однако в результате падения самолета оба супруга погибли на месте. Пилоты и медики выжили и значительных травм не получили. На первых видеокадрах экипажа на лицах видны только ушибы и следы обморожения. Как позже стало известно, 26-летний медработник Игорь Сывороткин сразу после падения самолета сумел оказать себе первую помощь, самостоятельно добрался до ближайшего аула и буквально жестами объяснил, что в горах Бадахшана остались еще люди, которым срочно требуется помощь. Местные жители вывели выживших с места авиакатастрофы, приютили и оказали первую медицинскую помощь. А сегодня, 22 января, членов экипажа на вертолете доставили в Кабул для дальнейшего вылета в Москву.
Бизнес-джет сбился с курса?
Как выяснилось при первом разборе полета, российский самолет вообще не должен был находится в небе над Афганистаном. И почему авиакатастрофа произошла именно в горах Бадахшана тоже большой вопрос. Афганские власти сообщили, что лайнер появился в их воздушном пространстве неожиданно.
– Десятиместный частный самолет, направлявшийся в Москву, пропал вчера в 19:00 в горах Бадах. Самолет разбился. Самолет не должен был пролетать над Афганистаном, мы предполагаем, что маршрут был изменен по неизвестной причине. Он летел из Индии в Узбекистан. В этот район направлены спасательные команды, — прокомментировал пресс-секретарь Министерства транспорта Афганистана Эмамудин Ахмади.
Крупный предприниматель
О погибших известно, что речь идёт о волгодонском 65- летнем предпринимателе Анатолии Евсюкове, директоре рынков «Машенька», «Атлант» и «Авангард» и его 64-летней супруге Анне. Чета также владеет зданием бывшего ресторана «Орбита» в центре города, который сейчас перестроен в торговый комплекс. В июле 2014 года Анатолий Евсюков получил медаль “За доблестный труд на благо Донского края”, а в 2017-м был награждён знаком губернатора области “За милосердие и благотворительность”. Очевидно, что деньги для найма целого самолета у него были. А вот был ли опыт у пилотов самолета и право на совершение подобных рейсов, еще предстоит выяснить.
Незаконный рейс?
По поводу пилотов рухнувшего в Афганистане бизнес-джета сообщалось, что у 41-летнего Дмитрия Белякова и 42-летнего Аркадия Грачева был небольшой опыт полетов именно на Falcon 10.
На этот тип самолета оба пилота отучились только в прошлом году. Документ о прохождении подготовки на этот самолет им выдал учебный центр FlightSafety International в мае 2023 года.
Сам эксплуатант ООО «Атлетик Групп» не имел сертификатов для полетов. Это был заказной санитарный рейс, то есть фактически полет был коммерческим. При этом у обоих летчиков были только свидетельства частных пилотов. И они не могли выполнять коммерческие рейсы. У Дмитрия Белякова общий налет составляет 2,4 тыс. часов, а у Аркадия Грачева всего – 870 часов.
Разрешение на полет Falcon 10 выдавалось как некоммерческому. Рейс был заявлен пустым, без пассажиров и багажа, только с двумя пилотами. Таким образом, по предварительным данным, авиаперевозка семейной пары и врачей была незаконной.
Кончилось топливо?
По предварительным данным, причиной крушения частного самолета могла стать техническая неисправность — отказ двух двигателей. Однако уже в понедельник многие эксперты заявили, что данный самолет очень надежный, и версия, что авиакатастрофа произошла после отказа сразу двух двигателей, маловероятная. А, вот то, что самолет после аварийной посадки не взорвался и даже не загорелся, в очередной раз свидетельствует о том, что в баках самолета уже не было ни капли горючего. Что стало причиной такого недолива или слива топлива и из-за чего все таки произошла авиакатастрофа, выяснит специальная комиссия. А Следственный комитет России, уже возбудил уголовное дело по факту авиакатастрофы.
Фото: соцсети