Кто бы мог подумать? Оказывается, копить туалетную бумагу в начале пандемии было мудрым финансовым решением. Если в вашем шкафу в ванной до сих пор хранятся рулоны, вам больше не нужно стыдиться, пишет обозреватель Bloomberg Opinion.
Дефицит туалетной бумаги в 2020 году был ранним предупреждением о крупных сбоях в цепочке поставок, от которых вот-вот должна была пострадать мировая экономика. Сейчас оптовые цены на туалетную бумагу подскочили до рекордно высокого уровня — новый кризис указывает на то, что инфляционное давление все еще нарастает.Производство туалетной бумаги представляет собой микрокосм гораздо более крупного и энергоемкого производственного сектора, где производственные затраты продолжают стремительно расти в соответствии с растущими оптовыми ценами на энергоносители. Та же проблема касается европейских промышленных товаров — от стекла, керамики и синтетических волокон до алюминия, цемента, удобрений и десятков других товаров повседневного спроса.
Уолл-Стрит надеется, что худшее из инфляционной волны уже позади. Но один взгляд на промышленный сектор через взлеты и падения производства туалетной бумаги показывает, что ценовое давление не ослабевает. В ответ центральным банкам придется ужесточить свою денежно-кредитную политику, даже несмотря на замедление экономического роста, особенно в Европе.
Как и для многих производителей, основной проблемой туалетной бумаги является стоимость энергии.Превращение древесины в целлюлозу, а затем в туалетную бумагу требует очень много энергии — больше, чем для других видов бумаги. В Европе этот процесс стал непомерно дорогим, поскольку оптовые цены на природный газ и электроэнергию достигли рекордно высокого уровня.
Европейские цены на электроэнергию в 15 раз выше, чем десять лет назад.
Лоренцо Поли, глава итальянского производителя бумаги Cartiere Saci SpA, недавно поделился по телевидению ежемесячным счетом за электроэнергию своей компании : он вырос с немногим более 385 000 евро в 2021 году до почти 2 миллионов евро в 2022 году. Еще одним признаком стресса является то, что Hakle GbmH, крупный немецкий производитель туалетной бумаги с вековой историей, в понедельник объявил о банкротстве . Компания заявила, что «массовое» повышение цен на энергию и другие товары загнало ее «в угол».
Другие руководители предприятий, производящих туалетную бумагу, жалуются на аналогичное повышение цен на электроэнергию — от 300% до 400% в годовом исчислении кажется скорее нормой, чем исключением.
В результате оптовая цена на европейскую туалетную бумагу (из которой производится туалетная бумага) на этой неделе выросла до рекордно высокого уровня примерно в 2200 евро за метрическую тонну — по сравнению с менее чем 900 евро в январе 2021 года. для дальнейшего роста в октябре, говорят руководители отрасли. Еще более тревожным является то, что темпы роста цен ускорились. С января по июнь оптовые цены на ткани росли примерно на 3-5% по сравнению с предыдущим месяцем; с июля цены увеличивались на 10% каждый месяц.
Повышение цен скоро отразится на полках супермаркетов. В этом году компании по производству потребительских товаров, такие как Proctor & Gamble Co. и Kimberly-Clark Corp., несколько подняли цены и сократили длину рулонов, чтобы сохранить свою прибыль. В среднем, руководители отрасли говорят, что сегодня рулоны стали на 6-8% короче, чем год назад, и на 8-10% дороже.
Скромный рулон туалетной бумаги открывает окно в остальную часть обрабатывающей промышленности. Конечно, есть большие отличия между рулонами и, скажем, керамической плиткой или тонной удобрений. Но их объединяет то, что оптовые цены продолжают расти, а производство падает. Дефицит приведет к еще большему росту цен, несмотря на замедление экономики в ответ на повышение процентных ставок.