Минпромторг поддержал проект развития программы фудшеринга. Возможно, скоро продукты с истекающим сроком годности появятся на столах нуждающихся.
Суть в том, что торговые сети смогут бесплатно раздавать продукты с истекающим сроком годности нуждающимся.
“По экспертным оценкам, если торговые сети будут передавать на благотворительность пищевую продукцию с коротким сроком годности, то это может поддержать нуждающихся и спасти около 1 млн т продовольствия в год”, — пояснили в Минпромторге.
Однако одной поддержки словом мало. Ретейлерам невыгодно раздавать продукты, за них придется платить НДС. Дешевле – выкинуть. То есть до того, как начать кормить нуждающихся, нужно внести поправки в нлоговое законодательство. Будем надеяться, что правительство, сказав “А”, скажет и “Б”.
А пока редакция портала “Новый взгляд” поговорила с учредителями АНО “Фудшеринг”, которые самостоятельно пытаются реализовать эту программу в течение нескольких лет.
– Как вы относитесь к предложению Минпромторга?
– Фудшеринг — это уже существующие экологические сервисы по спасению продуктов питания. Суть предложений Минпромторга – снять барьеры, которые препятствуют масштабированию и развитию инициативы. Среди барьеров есть и налоговые, в частности, НДС. Сейчас торговые сети и другие организации вынуждены платить до 20% от стоимости товара при передаче на фудшеринг. Складывается парадоксальная ситуация – дождаться, когда истечет срок, и выбросить дешевле, чем передать продукт людям.
– Как работаете вы, если всё так непросто?
– Как работает АНО «Фудшеринг»? Мы предотвращаем образование пищевых отходов, организуем адресную помощь людям и помогаем кафе, пекарням магазинам у дома рационально использовать продовольствие. Модель выглядит следующим образом: волонтеры «Фудшеринга» ежедневно забирают продукты с истекающим сроком годности из точек розничных продаж. В тот же день волонтеры передают продукты своим подопечным. Как правило за каждым волонтером закреплено 3-5 семей, которым он помогает. Это пенсионеры, многодетные семьи, люди в трудном финансовом положении. В базе более трех тысяч волонтеров. Сейчас мы работаем в Москве и ближайшем Подмосковье, спасаем более 8 тонн еды в месяц.
– Кто готов отдать еду, несмотря на трудности?
– Мы сотрудничаем с несколькими федеральными ритейлерами. Еще в прошлом году мы начали работу с торговой сетью «ВкусВилл», сейчас проводим пилот с X5 Group. Также мы работаем с разными несетевыми кафе, магазинами у дома, пекарнями. Таким образом, у малых и средних предпринимателей появляется возможность организовать собственную программу устойчивого развития наравне с крупными игроками.
Программа Фудшеринг приобрела популярность во многих странах мира. Надеемся, никакие бюрократические проволочки не помешают людям стать сытнее, а окружающей среде – чище.